г. Майкоп

Образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад компенсирующего вида №26» функционирует с июля 2014 года. В детском саду работают 5 групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста от 4 до 8 лет с тяжелыми нарушениями речи,  задержкой психического развития, умственной отсталостью различной степени тяжести, расстройством аутистического спектра. Общее количество детей на 1 сентября 2020 года — 47 человек.

Реализуемый уровень образования  — дошкольное образование.

Форма обучения — очная.

Нормативный срок обучения — определяется Центральной психолого-медико-педагогической комиссией  и фиксируется в соответствующем заключении.

Срок действия государственной аккредитации — государственная аккредитация МБДОУ №26 не предусмотрена.

Язык обучения — русский.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не применяются.

Цель работы ДОУ: Сохранение и укрепление здоровья детей через комплексный подход посредством ФГОС. Формирование здорового и безопасного образа жизни детей через активное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

Основные направления работы ДОУ:

  • охрана жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Нравственно-эстетическое воспитание детей. Приобщение к истории, культуре родного края;
  • Формирование творческой личности ребенка через различные виды детской деятельности в зависимости от творческого потенциала педагога, здоровья и способностей ребенка, запросов родителей;
  • Совершенствование форм взаимодействия с семьей для эффективного включения родителей в воспитательно- образовательный процесс, обеспечивающий целостное развитие личности дошкольника.

Наши социальные партнеры :

  • Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Республики Адыгея,
  • МБГУЗ «Детская поликлиника №2»,
  • Адыгейский республиканский институт повышения квалификации, 
  • МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №31»,
  • МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Описание  основных образовательных  программ МБДОУ

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Краткая презентация программы

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №26» является обязательным нормативным документом, регламентирующим жизнедеятельность ДОУ, определяющим специфику воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС ДО, учитывающим потребности воспитанников ДОУ, их родителей, социума.

Данная Программа ориентирована  на детей в возрасте от 4-х до 8-ми лет, имеющих тяжелые нарушения речи. Содержание образовательного процесса для данного контингента детей выстроено в соответствии со следующими программами дошкольного образования:

  • «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (м., Мозаика-Синтез, 2015);
  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В.Нищева, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2015)

Срок реализации образовательной программы — 5 лет. Данная программа предполагает возможность начала освоения детьми содержания образовательных областей на любом этапе ее реализации (средний, старший дошкольный возраст).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, обеспечивающая становление его личности и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Определена цель Программы: проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

В соответствии с данной целью указаны задачи, приоритетные направления образовательного учреждения. Раскрыты возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников ДОУ. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей и их интеграцию, которые обеспечивают развитие личности ребенка. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка). Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В Программе определены и целевые ориентиры развития ребенка.

Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и образования ребёнка происходит посредством блочной формы работы, в которой:

Блок 1. Рекламный – пропагандирующий и популяризирующий работу ДОУ. В него входят стенды для родителей «Визитная карточка группы», «Наши успехи» (грамоты, благодарности, дипломы), Дни открытых дверей, консультирование по различным вопросам.

Блок 2. Диагностический – способствующий выявлению образовательных потребностей населения, уровня осведомленности в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве образовательного процесса в ДОУ. В него входят анкетирование, опросы по вопросам воспитания и обучения детей в ДОУ.

Блок 3. Педагогическое просвещение родителей – способствующий повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и привлечению их к активному участию в образовательном процессе. В него входят информационные стенды (общесадовые и групповые), сайт ДОУ, консультации по различным вопросам, родительские собрания.

Блок 4. Участие родителей в  мероприятиях ДОУ – способствующий повышению творческой активности участников образовательного процесса посредством таких форм работы как участие в проектной деятельности, подготовка к утренникам, развлечениям, досуговым мероприятиям.

Результатом реализации образовательной программы детского сада должна стать готовность ребёнка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, будет заложена основа патриотического и гражданского воспитания, сформировано умение заботиться о своём здоровье и понимание важности здорового образа жизни.

 

 

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

Краткая презентация программы

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №26» является обязательным нормативным документом, регламентирующим жизнедеятельность ДОУ, опреляющим специфику воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС ДО, учитывающим потребности воспитанников ДОУ, их родителей, социума.

Данная Программа ориентирована  на детей в возрасте от 4-х до 8-ми лет, имеющих задержку психического развития. Содержание образовательного процесса для данного контингента детей выстроено в соответствии со следующими программами дошкольного образования:

  • «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Всильевой (М., Мозаика-Синтез, 2015);
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под ред. Шевченко С.Г. (М., Школьная Пресса, 2003)
  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В.Нищева, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2015)

Срок реализации образовательной программы — 5 лет. Данная программа предполагает возможность начала освоения детьми содержания образовательных областей на любом этапе ее реализации (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, обеспечивающая становление его личности и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Определена цель Программы: проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ЗПР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

В соответствии с данной целью указаны задачи, приоритетные направления образовательного учреждения. Раскрыты возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников ДОУ. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей и их интеграцию, которые обеспечивают развитие личности ребенка. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка). Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В Программе определены и целевые ориентиры развития ребенка.

Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и образования ребёнка происходит посредством блочной формы работы, в которой:

Блок 1. Рекламный – пропагандирующий и популяризирующий работу ДОУ. В него входят стенды для родителей «Визитная карточка группы», «Наши успехи» (грамоты, благодарности, дипломы), Дни открытых дверей, консультирование по различным вопросам.

Блок 2. Диагностический – способствующий выявлению образовательных потребностей населения, уровня осведомленности в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве образовательного процесса в ДОУ. В него входят анкетирование, опросы по вопросам воспитания и обучения детей в ДОУ.

Блок 3. Педагогическое просвещение родителей – способствующий повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и привлечению их к активному участию в образовательном процессе. В него входят информационные стенды (общесадовые и групповые), сайт ДОУ, консультации по различным вопросам, родительские собрания.

Блок 4. Участие родителей в  мероприятиях ДОУ – способствующий повышению творческой активности участников образовательного процесса посредством таких форм работы как участие в проектной деятельности, подготовка к утренникам, развлечениям, досуговым мероприятиям.

Результатом реализации образовательной программы детского сада должна стать готовность ребёнка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, будет заложена основа патриотического и гражданского воспитания, сформировано умение заботиться о своём здоровье и понимание важности здорового образа жизни.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра 

Краткая презентация программы

Адаптированная основная образовательная  программа  для детей с РАС разработана в рамках инновационного проекта республиканской инновационной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС по подготовке к обучению в школе» с целью социализации, обучения, воспитания     ребенка дошкольного    возраста, страдающего расстройством аутистического спектра.

Задачами деятельности МБДОУ, реализующей адаптированную основную образовательную программу для детей с РАС являются:

— оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку, страдающему аутизмом, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательной программы;

—  осуществление  индивидуально  ориентированной  педагогической,  психологической, социальной помощи аутичному ребенку, а так же семье в которой он воспитывается;

—   проектирование  социальных  ситуаций  развития  ребенка   с   ОВЗ   и   развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности   через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности.

–охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

–обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

–создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

–объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и  социокультурных ценностей, принятых в  обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

–формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических,  интеллектуальных,  физических  качеств,  инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

–формирование  социокультурной  среды,  соответствующей  возрастным  и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

–обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Программа   содействует взаимопониманию и  сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации прав ребенка с РАС дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Программа  направлена на:

  • компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития ребенка;
  • реализацию потребностей детей в развитии и адаптации в социуме;
  • активное включение всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения (педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (законные представители).
  • создание  развивающей   образовательной   среды,   которая   представляет   собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
  • создание условий сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, разностороннего развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому,
  • своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей  с  ограниченными возможностями здоровья, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе,
  • создание  развивающей     коррекционной    образовательной     среды,     которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях (ОО)

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Адаптированная  программа  спроектирована  с  учетом  ФГОС  дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Реализация адаптированной  основной образовательной программы позволяет:

  • предоставить ребенку  с  РАС  образование  в  соответствии  с  его  возможностями  и потребностями;
  • обеспечить ребенку с РАС возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
  • гармонично развивать воспитанников с РАС, обеспечивая возможность их успешной социализации и социальной адаптации на следующей ступени начального общего образования;
  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с ребенком и педагогами осваивать адаптированную основную образовательную программу;

Задачи реализации Программы:

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  • обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта образовательных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, эстетические,  интеллектуальные, физические  качества,  инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности;
  • обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формировать социокультурную      среду,      соответствующую    возрастным,
  • индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей  в  вопросах  развития  и  образования, охраны  и  укрепления здоровья детей;
  • определить направления для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений .

Адаптированная основная программа для детей с умственной отсталостью

Краткая презентация программы

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26» для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Программа) отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основывающееся на психолого-педагогических и медико-социальных закономерностях развития детства. При этом детство рассматривается как уникальный и неповторимый этап жизни ребенка, в котором закладываются основы для его личностного становления, развития способностей и возможностей, воспитания автономии, самостоятельности и дальнейшей социализации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – Стандарт), предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): создание условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, разработки и реализации плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечения доступности развивающей предметно-пространственной среды.

Данная Программа соответствует требованиям Стандарта, адресована всем участникам образовательных отношений, участвующим в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и охватывает все  образовательные области.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства при любых вариантах его развития. Уважение личности всех субъектов образовательного процесса

– основа реализации Программы.

В Программе учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его социальной ситуацией развития и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Специфической особенностью Программы является коррекционная направленность воспитательно-образовательной работы. В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличительной особенностью  данной Программы является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе занятий с профильными специалистами, а также на формирование эффективных детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

Программа основана на системном подходе, учитывающем возрастные психологические новообразования, а также ведущую и типичные виды деятельности на каждом возрастном этапе развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) раннего и дошкольного возраста. Задачи обучения ориентированы на онтогенетические закономерности и возрастные особенности нормативного детства. При этом на каждом этапе обучения учитываются индивидуальные возможности обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), чье развитие протекает в условиях «смещенного сенситива».

Исключительной особенностью Программы является акцент на формирование способов усвоения детьми общественного опыта в процессе взаимодействия с миром людей и предметным окружением, а также на задачах, направленных на формирование возрастных психологических новообразований и становление различных видов детской деятельности, которые осуществляются в процессе организации специальных занятий с детьми при преимущественном использовании коррекционных подходов в обучении.

Структура Программы состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел описывает цели, значимые для всех субъектов образовательного   процесса:    детей,    родителей,    педагогов,    организаторов    образования.    В содержательном разделе представлены описание образовательной деятельности в соответствии  с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, а также программа коррекционно-развивающей работы. Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности.

 

 

Описание рабочих программ

Рабочая программа  разновозрастной (5-7 лет)  логопедической группы разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей  с тяжелыми нарушениями речи с учетом  их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, опытно-экспериментальной, трудовой.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса.
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соотношении с возрастными особенностями детей, основывается на комплексном тематическом планировании.

Основные принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста); обогащение (амплификация) детского развития.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования, сам становится активным в выборе содержания своего образования.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Сотрудничество детского сада с семьей.
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

 

Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического поражения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

Данная программа представляет  коррекционно -развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление имеющихся  нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками  предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение образовательной  нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога  и воспитателя.

            На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также  реализации образовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического  и речевого развития детей.

 

Рабочие программы педагогов

Краткая презентация рабочей программы разновозрастной логопедической группы

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон произносительной речи. Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью коррекционного обучения является  обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи коррекционного обучения:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;
  3. Овладение  элементами грамоты.

Рабочая  программа позволяет наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Рабочая программа  разновозрастной логопедической группы разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей  с тяжелыми нарушениями речи с учетом  их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, опытно-экспериментальной, трудовой.

Программа направлена на решение следующих задач:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соотношении с возрастными особенностями детей, основывается на комплексном тематическом планировании, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста); обогащение (амплификация) детского развития.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования, сам становится активным в выборе содержания своего образования.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Сотрудничество детского сада с семьей.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Краткая презентация рабочей программы  для детей с ЗПР (4 — 6 лет)

Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического поражения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

Данная программа представляет  коррекционно -развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление имеющихся  нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками  предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение образовательной  нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога  и воспитателя.

            На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также  реализации образовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического  и речевого развития детей.

Краткая презентация рабочей программы для детей с ЗПР подготовительной группы

Рабочая программа для детей с ЗПР 6-7 лет обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с  в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на: создание условий развития ребенка с ЗПР, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, а также их подготовки к школьному обучению.

Цель и задачи Программы:

Цель программы — создание оптимальных условий для  образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для реализации цели поставлены и решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях определения эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка и постановки дальнейших задач по коррекции.

Организация работы специалистов в коррекционном блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Все перечисленные задачи решаются участниками образовательного процесса.

Краткая презентация рабочей программы для детей с ТПН

Рабочая программа для детей с тотальным психическим недоразвитием (ТПН) обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с  в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на: создание условий развития ребенка с умственной отсталостью, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В программе отражаются концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;  адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ, разработанной на основе ФГОС,  специальной программы: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.

Цель и задачи Программы:

Цель программы — создание оптимальных условий для  образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических дефектов,   адекватному включению их в окружающую социальную среду.

Для реализации цели поставлены и решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях определения эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка и постановки дальнейших задач по коррекции.

Организация работы специалистов в коррекционном блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Все перечисленные задачи решаются участниками образовательного процесса.

Краткая презентация рабочей программы музыкального руководителя

Программа музыкального развития дошкольника строится на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (приказ№1155 от 17.10.2013г.). в связи с этим, для реализации целей Стандарта (социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста) ставится несколько новых ориентиров: формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру, углубление элементарных сведений о музыкальных видах искусств, развитие восприятия и сопереживания к художественным образам произведений, обеспечение реализации самостоятельной творческой деятельности.

Программа ориентирована на два возрастных периода: старший (от 5 до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

  • музыкально-ритмическое движение;
  • развитие чувства ритма, музицирование;
  • пальчиковая гимнастика;
  • слушание музыки;
  • распевание, пение;
  • пляски, игры, хороводы.      

Наряду с традиционными видами музыкальной деятельности, в программе использована  техника аудиального развития ребенка, которая предложена в виде упражнений, а так же даны различные виды фантазирования. Так же  программа предлагает использование для восстановления психического и соматического здоровья детей сеансы музыкотерапии.

Рабочие программы педагогов на 2020-2021 уч.г.

Рабочая программа педагога-психолога

Рабочая программа музыкального руководителя

Рабочая программа разновозрастной логопедической группы «Одуванчики»

Рабочая программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста группы «Подсолнухи»

Рабочая программа для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста группы «Подсолнухи»

Рабочая программа для детей с ЗПР подготовительной группы «Колокольчики»

Рабочая программа учителя-логопеда для детей среднего дошкольного возраста логопедической группы «Ромашки»

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы «Одуванчики»

Рабочая программа для детей 6-7 лет логопедической группы «Одуванчики»

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста группы «Подсолнухи»

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста группы «Подсолнухи»

Рабочая программа для детей с ЗПР 6-7 лет группы «Колокольчики»

Рабочая программа группы кратковременного пребывания для детей со сложными диагнозами

 

ПЛАН РАБОТЫ ДОУ 2020-2021 уч.г. — предусматривает мероприятия по организации воспитательно-образовательного процесса для решения годовых задач.

ПЛАН РАБОТЫ ДОУ на 2020-2021 уч.г.

 

Учебный план

Учебный план ( примерное планирование воспитательно-образовательной работы) в ДОУ строится с учетом контингента воспитанников, их диагностических, индивидуальных и возрастных особенностей, а также  учитывает социальный заказ родителей.

Комплексно-тематическое планирование учитывает интеграцию образовательных областей и в то же время помогает решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы недели дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Вместе с тем, выделение темы недели не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена одной теме. Цель введения основной темы — интегрировать образовательную деятельность, избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет учитывать региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2020-2021 уч.г.

 

Лексические темы на 2020-2021 уч.г.

 

 

 

Календарный учебный график на 2020-2021 уч.г.

 Календарный учебный график на 2019-2020 уч.г. разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
— ФЗ «Об образовании» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ);
— федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155);
— санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы (СанПин 2.4.1.3049-13);
— Устав МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида  № 26».

 Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные, психофизиологические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Содержание годового календарного учебного графика включает в себя документы:
— режим дня в холодное время года с 01 сентября по 31 мая;
— режим дня в теплое время года с 01 июня по 31 августа;
— распределение  непосредственно образовательной деятельности (НОД) для всех возрастных групп.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебный год начинается 1 сентября  и длится до 31 мая 

  • Количество учебных недель для всех возрастных групп — 37, из них 3 недели отводится на диагностику воспитанников и 34 недели на изучение лексических тем.
  • Режим работы — пятидневная рабочая неделя с 10,5- часовым пребыванием детей (с 7-15 до 17-45).
  • Максимально допустимый объём образовательной нагрузки и продолжительность непрерывной образовательной деятельности (НОД) для детей всех возрастных групп устанавливаются в соответствии с Санитарно — гигиеническими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПин 2.4.1.3049-13): для детей старшего дошкольного возраста длительность НОД не превышает 1 ч 15 мин в день ( 3 периода организованной образовательной деятельности не более, чем по   25 мин, перерывы между каждым из них  не менее 10 мин), для детей  подготовительного к школе возраста  длительность  НОД не превышает 1 ч 30 мин в день (3 периода организованной образовательной деятельности не более, чем по 30 мин, перерывы между каждым из них не менее 10 мин).
    Во всех возрастных группах в середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.
    Организованная образовательная деятельность  по физической культуре проводятся 3 раза в неделю, одно из них проходит на свежем воздухе. Тематические развлечения проходят 1 раз в неделю, они подразделяются на виды: театрализованные, музыкальные, литературные, физкультурные. 

    В период с 01 июня  по 31 августа ДОУ переходит на летний оздоровительный режим.
    В летне-оздоровительный период (с 01.06 по 31.08)  ООД не проводится. В этот период для воспитанников организуются  спортивные и музыкальные праздники и развлечения, подвижные игры, досуговые мероприятия, экскурсии, пешие прогулки и т.д. В летне-оздоровительный период увеличивается продолжительность пребывания воспитанников на свежем воздухе. 

Режим дня на 2020-2021 уч.г.

 

Непосредственно образовательная деятельность проводится только в холодное время года (с 1 сентября по 31 мая).

В теплое время года (с 1 июня по 31 августа) непосредственно образовательная деятельность не проводится!

Распределение организованной образовательной деятельности на 2020-2021 уч.г.

 

 

 

Методические материалы для обеспечения образовательного процесса

 

 

Версия для слабовидящих
Контакты
Адрес: 385000, Республика Адыгея, город Майкоп, улица Первомайская 206/Гагарина 56


Телефон: 8 (8772) 52-50-98


График работы:7:15 — 17:45

Понедельник-Пятница