г. Майкоп

Описание образовательной программы

Образовательные программы МБДОУ

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Краткая презентация программы

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №26» является обязательным нормативным документом, регламентирующим жизнедеятельность ДОУ, опреляющим специфику воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС ДО, учитывающим потребности воспитанников ДОУ, их родителей, социума.

Данная Программа ориентирована  на детей в возрасте от 4-х до 8-ми лет, имеющих тяжелые нарушения речи. Содержание образовательного процесса для данного контингента детей выстроено в соответствии со следующими программами дошкольного образования:

  • «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (м., Мозаика-Синтез, 2015);
  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В.Нищева, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2015)

Срок реализации образовательной программы — 5 лет. Данная программа предполагает возможность начала освоения детьми содержания образовательных областей на любом этапе ее реализации (средний, старший дошкольный возраст).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, обеспечивающая становление его личности и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Определена цель Программы: проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

В соответствии с данной целью указаны задачи, приоритетные направления образовательного учреждения. Раскрыты возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников ДОУ. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей и их интеграцию, которые обеспечивают развитие личности ребенка. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка). Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В Программе определены и целевые ориентиры развития ребенка.

Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и образования ребёнка происходит посредством блочной формы работы, в которой:

Блок 1. Рекламный – пропагандирующий и популяризирующий работу ДОУ. В него входят стенды для родителей «Визитная карточка группы», «Наши успехи» (грамоты, благодарности, дипломы), Дни открытых дверей, консультирование по различным вопросам.

Блок 2. Диагностический – способствующий выявлению образовательных потребностей населения, уровня осведомленности в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве образовательного процесса в ДОУ. В него входят анкетирование, опросы по вопросам воспитания и обучения детей в ДОУ.

Блок 3. Педагогическое просвещение родителей – способствующий повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и привлечению их к активному участию в образовательном процессе. В него входят информационные стенды (общесадовые и групповые), сайт ДОУ, консультации по различным вопросам, родительские собрания.

Блок 4. Участие родителей в  мероприятиях ДОУ – способствующий повышению творческой активности участников образовательного процесса посредством таких форм работы как участие в проектной деятельности, подготовка к утренникам, развлечениям, досуговым мероприятиям.

Результатом реализации образовательной программы детского сада должна стать готовность ребёнка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, будет заложена основа патриотического и гражданского воспитания, сформировано умение заботиться о своём здоровье и понимание важности здорового образа жизни.

 

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

Краткая презентация программы

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №26» является обязательным нормативным документом, регламентирующим жизнедеятельность ДОУ, опреляющим специфику воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС ДО, учитывающим потребности воспитанников ДОУ, их родителей, социума.

Данная Программа ориентирована  на детей в возрасте от 4-х до 8-ми лет, имеющих задержку психического развития. Содержание образовательного процесса для данного контингента детей выстроено в соответствии со следующими программами дошкольного образования:

  • «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Всильевой (М., Мозаика-Синтез, 2015);
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под ред. Шевченко С.Г. (М., Школьная Пресса, 2003)
  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В.Нищева, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2015)

Срок реализации образовательной программы — 5 лет. Данная программа предполагает возможность начала освоения детьми содержания образовательных областей на любом этапе ее реализации (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, обеспечивающая становление его личности и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Определена цель Программы: проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ЗПР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

В соответствии с данной целью указаны задачи, приоритетные направления образовательного учреждения. Раскрыты возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников ДОУ. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей и их интеграцию, которые обеспечивают развитие личности ребенка. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка). Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В Программе определены и целевые ориентиры развития ребенка.

Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и образования ребёнка происходит посредством блочной формы работы, в которой:

Блок 1. Рекламный – пропагандирующий и популяризирующий работу ДОУ. В него входят стенды для родителей «Визитная карточка группы», «Наши успехи» (грамоты, благодарности, дипломы), Дни открытых дверей, консультирование по различным вопросам.

Блок 2. Диагностический – способствующий выявлению образовательных потребностей населения, уровня осведомленности в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве образовательного процесса в ДОУ. В него входят анкетирование, опросы по вопросам воспитания и обучения детей в ДОУ.

Блок 3. Педагогическое просвещение родителей – способствующий повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и привлечению их к активному участию в образовательном процессе. В него входят информационные стенды (общесадовые и групповые), сайт ДОУ, консультации по различным вопросам, родительские собрания.

Блок 4. Участие родителей в  мероприятиях ДОУ – способствующий повышению творческой активности участников образовательного процесса посредством таких форм работы как участие в проектной деятельности, подготовка к утренникам, развлечениям, досуговым мероприятиям.

Результатом реализации образовательной программы детского сада должна стать готовность ребёнка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, будет заложена основа патриотического и гражданского воспитания, сформировано умение заботиться о своём здоровье и понимание важности здорового образа жизни.

 

Адаптированная образовательная программа для детей с РАС

Краткая презентация программы

Адаптированная образовательная  программа  для детей с РАС создана в рамках инновационного проекта республиканской инновационной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение детей с рас по подготовке к обучению в школе»с целью социализации, обучения, воспитания     детей дошкольного    возраста, страдающих расстройствами аутистического спектра.

Задачами деятельности МБДОУ, реализующего адаптированную образовательную программу дошкольного   образования,   в   группе , которую посещает ребенок с РАС являются:

— оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку, страдающему аутизмом, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательной Программы;

—  осуществление  индивидуально  ориентированной  педагогической,  психологической, социальной помощи аутичному ребенку, а так же семье в которой он воспитывается;

—   проектирование  социальных  ситуаций  развития  ребенка   с   РАС   и   развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности   через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности.

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

–создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

–объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и  социокультурных ценностей, принятых в  обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

–формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических,  интеллектуальных,  физических  качеств,  инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

–формирование  социокультурной  среды,  соответствующей  возрастным  и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

–обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Адаптированная образовательная программа направлена на:

— компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития ребенка;

— реализацию потребностей детей в развитии и адаптации в социуме;

— активное включение всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения (педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (законные представители).

— создание   развивающей   образовательной   среды,   которая   представляет   собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

— создание условий сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, разностороннего развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому,

— своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в  развитии детей  с  РАС, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе,

создание     развивающей     коррекционной    образовательной     среды,     которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с РАС.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях (ОО):

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Адаптированная  образовательная программа  спроектирована  с  учетом  ФГОС  дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Адаптированная  образовательная программа позволяет:

—  предоставить  ребенку  с  РАС  образование  в  соответствии  с  его  возможностями  и потребностями;

— обеспечить ребенку с РАС возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

— гармонично развивать воспитанников с РАС, обеспечивая возможность их успешной социализации и социальной адаптации на следующей ступени начального общего образования;

— предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с ребенком и педагогами осваивать адаптированную  образовательную программу;

Задачи реализации Программы:

— охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

— обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

— обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

— создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта образовательных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные,  эстетические,  интеллектуальные, физические  качества,  инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности;

— обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм  уровня дошкольного образования, возможность формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

—      формировать      социокультурную      среду,      соответствующую    возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности  родителей  в  вопросах  развития  и  образования, охраны  и  укрепления здоровья детей;

— определить направления для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

 

Адаптированная основная программа для детей с умственной отсталостью

Краткая презентация программы

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26» для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Программа) отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основывающееся на психолого-педагогических и медико-социальных закономерностях развития детства. При этом детство рассматривается как уникальный и неповторимый этап жизни ребенка, в котором закладываются основы для его личностного становления, развития способностей и возможностей, воспитания автономии, самостоятельности и дальнейшей социализации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – Стандарт), предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): создание условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, разработки и реализации плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечения доступности развивающей предметно-пространственной среды.

Данная Программа соответствует требованиям Стандарта, адресована всем участникам образовательных отношений, участвующим в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и охватывает все  образовательные области.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства при любых вариантах его развития. Уважение личности всех субъектов образовательного процесса

– основа реализации Программы.

В Программе учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его социальной ситуацией развития и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Специфической особенностью Программы является коррекционная направленность воспитательно-образовательной работы. В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличительной особенностью  данной Программы является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе занятий с профильными специалистами, а также на формирование эффективных детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

Программа основана на системном подходе, учитывающем возрастные психологические новообразования, а также ведущую и типичные виды деятельности на каждом возрастном этапе развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) раннего и дошкольного возраста. Задачи обучения ориентированы на онтогенетические закономерности и возрастные особенности нормативного детства. При этом на каждом этапе обучения учитываются индивидуальные возможности обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), чье развитие протекает в условиях «смещенного сенситива».

Исключительной особенностью Программы является акцент на формирование способов усвоения детьми общественного опыта в процессе взаимодействия с миром людей и предметным окружением, а также на задачах, направленных на формирование возрастных психологических новообразований и становление различных видов детской деятельности, которые осуществляются в процессе организации специальных занятий с детьми при преимущественном использовании коррекционных подходов в обучении.

Структура Программы состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел описывает цели, значимые для всех субъектов образовательного   процесса:    детей,    родителей,    педагогов,    организаторов    образования.    В содержательном разделе представлены описание образовательной деятельности в соответствии  с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, а также программа коррекционно-развивающей работы. Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности.

 

 

 

Версия для слабовидящих
Контакты
Адрес: 385000, Республика Адыгея, город Майкоп, улица Первомайская 206/Гагарина 56


Телефон: 8 (8772) 52-50-98


График работы:7:15 — 17:45

Понедельник-Пятница