Опыт работы по развитию речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через познавательно – исследовательскую деятельность.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. Этот дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, что проявляется в незрелости внимания, восприятия, памяти, мышления. Эти недостатки затрудняют обучение, сказываются на уровне общей подготовки к школе.
Поэтому при организации воспитательно-образовательного процесса использую различные формы детской деятельности, направленные на развитие кругозора детей, познавательных процессов, формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать, проговаривать и выдвигать множество гипотез-догадок, пытаться предугадать ожидаемые результаты, делать выводы, выстраивать предложения, задавать вопросы.
Оной из таких форм является познавательно-исследовательская деятельность — исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
В работах многих отечественных ученых, педагогов говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из принципов, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т. д. Всё это – объект исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы — стимулирует развитие речи.
В своей работе я поставила цель создания условий, способствующих развитию у детей речевой и познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через познавательно-исследовательскую деятельность в форме исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Цель была достигнута через решение следующих задач:
- Учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать, выражать свои впечатления словами, описательными рассказами.
- Познакомить с отдельными явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений окружающего мира.
- Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе действие-результат, умение самостоятельно принимать решение в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы.
- Развивать речевую активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и пополнять словарный запас.
- Воспитывать стремление к достижению цели, умение работать в коллективе, познавательную активность, желание узнавать новое.
Задачи решаются во всех формах образовательной деятельности: в организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в соответствии с лексической темой, в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями.
Хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно – пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для проведения экспериментов очень важен подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому в группе создан уголок экспериментирования.
Организация познавательно- исследовательской деятельности имеет структуру:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
- Распределение детей на группы.
- Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
При организации экспериментирования особое внимание необходимо обращать на предотвращение возможных травм. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.
Работа по познавательно- исследовательской деятельности организуется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.
Разработан тематический план познавательно- исследовательской деятельности в соответствии с лексическими темами.
Прежде чем приступить к экспериментальной деятельности, необходимо провести подготовительную работу: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, детских энциклопедий, в которых описываются объекты живой и неживой природы, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов. Наблюдения за изменениями в природе, ростом растений активизируют интерес детей.
Разгадывание загадок побуждает мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления. Разгадывая загадку, дети зарисовывают отгадку.
В ходе экспериментальной деятельности, мы выявляем потребность растения в теплом воздухе. Пытаемся понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазываем одну сторону листа вазелином, наблюдаем и делаем вывод, что те листочки, которые смазаны вазелином с нижней стороны, погибнут, а также наблюдаем под микроскопом засушенные листья, их окраску, строение. Наблюдаем за состоянием растений в зависимости от полива и делаем вывод, что растения без воды жить не могут.
В марте проводим цикл опытов «Посев семян для рассады», «Необходим ли свет растениям?»
В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. С помощью фильтрации воду можно очистить от примесей.
Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве, например, при помощи полиэтиленового пакета, воздушного шарика и других предметов.
Чтобы вызвать интерес у детей к экспериментальной деятельности, опыты проводятся в виде занимательных игр, например игра «Цветные мыльные пузыри».
Пуская кораблики, отправляемся по морю в путешествие. Детям очень нравится дуть через трубочки, чтобы «море закипело». Эта игра является очень хорошим приемом для отработки правильного дыхании, что имеет немаловажное значение в постановке звуков.
В группе разработана картотека схем с алгоритмами выполнения опытов, с помощью которой, дети могут самостоятельно определить последовательность проведения опыта, использовать оборудование и материалы.
При проведении экспериментов пользуемся схемами, условными обозначениями, мнемотехническими таблицами, в которых производится графическое изображение явлений природы, некоторых действий, что способствует формированию умения у ребенка четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях в результате экспериментальной деятельности, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.
В процессе детского экспериментирования дети приобрели ряд навыков деятельности:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблему;
- высказывать суждения, делать выводы;
- фиксировать результаты (графически).
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательных, психических процессов у детей с ЗПР в процессе экспериментирования.
Сформированная речевая и коммуникативная компетентность – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Чем лучше будет развита речевая и коммуникативная компетентность ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешной социализации его в школе.
методические рекомендации для организации НОД по экспериментированию
картотека опытов и экспериментов
Конспект НОД Путешествие в бумажную страну
тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности
Добавить комментарий