Опыт работы по развитию речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через познавательно – исследовательскую деятельность.

8943048beb68«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

 

В.А. Сухомлинский

 

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. Этот дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, что проявляется в незрелости внимания, восприятия, памяти, мышления. Эти недостатки затрудняют обучение, сказываются на уровне общей подготовки к школе.

Поэтому при организации воспитательно-образовательного процесса  использую различные формы детской деятельности, направленные на развитие кругозора детей, познавательных процессов, формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать,  проговаривать и выдвигать множество гипотез-догадок, пытаться предугадать ожидаемые результаты, делать выводы, выстраивать предложения, задавать вопросы.

Оной из таких форм является познавательно-исследовательская деятельность — исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

        В работах многих отечественных ученых,  педагогов  говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из принципов, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т. д. Всё это – объект исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы — стимулирует развитие речи.

В своей работе я поставила цель создания условий, способствующих развитию у детей  речевой и познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через познавательно-исследовательскую деятельность в форме исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Цель была достигнута через решение следующих задач:

  • Учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать, выражать свои впечатления словами, описательными рассказами.
  • Познакомить с отдельными явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений окружающего мира.
  • Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе действие-результат, умение самостоятельно принимать решение в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы.
  • Развивать речевую активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и пополнять словарный запас.
  • Воспитывать стремление к достижению цели, умение работать в коллективе, познавательную активность, желание узнавать новое.

Задачи решаются во всех формах образовательной деятельности: в организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в соответствии с лексической  темой, в совместной деятельности с воспитателем и  самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями.

Хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно – пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для проведения экспериментов очень важен подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому в группе создан уголок экспериментирования.

Организация  познавательно- исследовательской деятельности имеет  структуру:

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
  • Распределение детей на группы.
  • Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

При организации экспериментирования особое внимание необходимо обращать на предотвращение возможных травм. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.

Работа по  познавательно- исследовательской деятельности организуется  по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:  живая природа,    неживая природа,   человек.      

Разработан    тематический план познавательно- исследовательской деятельности  в соответствии с лексическими темами.

       Прежде чем приступить к  экспериментальной деятельности,   необходимо провести подготовительную работу: рассматривание  иллюстраций, чтение художественной литературы, детских энциклопедий, в которых описываются объекты живой и неживой природы, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов. Наблюдения   за изменениями в природе, ростом растений активизируют интерес детей.

Разгадывание загадок   побуждает  мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы,  развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.  Разгадывая загадку, дети  зарисовывают отгадку.

В ходе экспериментальной деятельности, мы выявляем потребность растения в теплом  воздухе.  Пытаемся понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазываем одну сторону листа вазелином, наблюдаем и делаем вывод, что те листочки, которые  смазаны вазелином с нижней стороны, погибнут, а также наблюдаем под микроскопом засушенные листья, их окраску, строение.  Наблюдаем за состоянием растений в зависимости от полива и делаем вывод, что растения без воды жить не могут.

В марте проводим цикл опытов «Посев семян для рассады», «Необходим ли свет растениям?»

В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса.      С помощью фильтрации воду можно очистить от примесей.

Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве,  например, при помощи полиэтиленового пакета, воздушного шарика и других предметов.

       Чтобы вызвать интерес у детей к экспериментальной деятельности, опыты проводятся в виде занимательных игр, например  игра «Цветные мыльные пузыри».

        Пуская кораблики, отправляемся по морю в путешествие. Детям очень нравится   дуть через трубочки, чтобы «море закипело».       Эта игра является очень хорошим приемом  для отработки  правильного дыхании, что имеет немаловажное значение в постановке звуков.

       В группе разработана картотека схем с алгоритмами выполнения опытов, с помощью которой, дети могут самостоятельно определить последовательность проведения опыта,   использовать оборудование и материалы.

         При проведении экспериментов пользуемся схемами, условными обозначениями, мнемотехническими таблицами, в которых  производится графическое  изображение  явлений природы, некоторых действий, что способствует формированию умения у ребенка четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях в результате экспериментальной деятельности,  легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.

В процессе детского экспериментирования дети приобрели  ряд навыков деятельности:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблему;
  • высказывать суждения, делать выводы;
  • фиксировать результаты (графически).

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательных, психических процессов у детей с ЗПР в процессе экспериментирования.

Сформированная речевая и коммуникативная компетентность – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Чем лучше будет развита речевая и коммуникативная компетентность ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешной социализации его в школе.

 

IMG_2607IMG_2617IMG_2625IMG_2618

IMG_2620IMG_2635IMG_2608IMG_2631IMG-20160421-WA000120160324_104514IMG_2649IMG_2665IMG_2648IMG_2674IMG_2678IMG_2683IMG_2701IMG_2697
IMG_2707

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

методические рекомендации для организации НОД по экспериментированию

картотека опытов и экспериментов

Конспект НОД Путешествие в бумажную страну

тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контакты
Адрес: 385000, Республика Адыгея, город Майкоп, улица Первомайская 206/Гагарина 56


Телефон: 8 (8772) 52-50-98


График работы:7:15 — 17:45

Понедельник-Пятница